• head_image

ХЕРСОН ТЕАТРАЛЬНЫЙ

театр сегодня
Театр сегодня

Херсон — город богатых театральных и музыкальных традиций. Здесь гастролировали знаменитейшие отечественные мастера сцены М. Заньковецкая, Г. Кропивницкий, И. Карпенко-Карый, П. Саксаганский, М. Садовский, а также М. Щепкин, М. Савина, М. Орленев, В. Давидов, В. Мейерхольд. Здесь впервые вышла на сцену «украинский соловушка» Оксана Петрусенко, начал свой творческий путь незабываемый Юрий Шумский. И перечень этот можно продолжать.
В октябре 1938 года открылся Херсонский областной музыкально-драматический театр. По своим корням, традициям, репертуару, он стал действительно национальным украинским театром.
Театр носит имя непревзойденного украинского драматурга М. Кулиша, которое было присвоено в 1992 году к 100-летия со дня рождения драматурга. Осмысление поэзии и содержательной глубины его произведений обогатило эстетическую стилистику сценических работ. Это «Маклена Граса» (1962 г., режиссер Р. Степаненко), «Коммуна в степях», «И отдай им заслуженное ними» по пьесе «97» (1996 г., режиссер А. Канцедайло).
Музыкальную фарс-комедию «Кошмарные сновидения Херсонской губернии» О. Затина, либретто В. Семеновского, осуществил заслуженный деятель искусств Украины В. Карпенко.
Яркой страницей творческой биографии театра стал период 1958-1972 гг., если главным режиссером был народный артист Украины М. Равицкий, Он принес новое художественное направление, создал поэтико-романтичный театр. Спектакль «Таврия» стала сценической исповедью о родном крае и его прошлом.

премьера спектакля по пьесе гоголя "ревизор" (2003)
Премьера спектакля по пьесе Гоголя "Ревизор" (2003)

В театре к тому времени работали яркие актерские индивидуальности, мастера сцены: народный артист Украины Л. Литвиненко, заслуженные артисты Украины: Ф. Красовская, М. Микуцкий, Г. Кузьменков, И. Голубев, заслуженный артист Чечено-Ингушетии А. Заяц, артисты В. Серикова-Раух, М. Школьный, С. Мошинский, И. Басюк. Почти 20 лет жизни театру отдал талантливый композитор, дирижер М. Раух. Успех творческого коллектива определяли музыкальные спектакли: «Наталка Полтавка» М. Лысенко, «Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Цирк зажигает огни» Д. Милютина, «Свадьба в Малиновке» Л. Юхвида и много других.
Театр все время жил поисками, видоизменялся, пополнялся новыми талантливыми актерами, выпускниками Киевского и Харьковского театральных институтов. В труппу пришли: Д. Короленко, А. Шитка, А. Манойло, А. Толок, Г. Кулик, В. Чорношкур, С. Коваленко, А. Дмитриева, которые стали его душой, творческим фундаментом.
Театр требовал новых смелых воплощений, экспериментов. Именно тогда и начал свою творческую биографию на Херсонщине молодой талантливый режиссер-новатор О. Горбенко.
Вскоре на херсонской сцене появляется трагедия Л. Украинки «Оргия», драма М. Стельмаха «Дума о любви», «Снова август» И. Штока. С этими спектаклями театр успешно отчитывался перед привередливыми зрителями г. Киева.
В 1983 году по окончании Харьковского института искусств, в театр пришел А. И. Канцедайло, пришел работать восторженно, по-настоящему творчески, с целью высказать в искусстве свои намерения и стремление.
Первые постановки спектаклей «Глупенький Гонза» Я. Илека и «Радуга» по В. Василевской сразу же принесли режиссеру успех и признание. А. И. Канцедайло в своем творчестве обращается к украинской и лучшей мировой драматургии, обогащает репертуар сценическими шедеврами, стремясь создать новое творческое лицо театра.
Принципиально обновился репертуар за счет спектаклей: «Горемычный Пъеро» А. Комцаниеле, «Мысленный репортаж с американского поп-фестиваля» А. Адамиш по роману Т. Дели, «Генералы в юбках» Ж. Ануя, «Блез» К. Манье и др. На те времена критика отмечала высокий уровень профессионального мастерства творческого коллектива и главного режиссера театра А. И. Канцедайла.

мельпомена таврии-2003
Мельпомена Таврии-2003

«Когда пришел к херсонцам, то не провозглашал тронных речей, никого никуда не призывал, не грозил и не обещал. Мы просто начали работать...» Так скажет Владимир Бегма, заслуженный деятель искусств Украины, который придет в театр от насыщенной столичной театральной жизни, чтобы изменить представления о провинциальном театре
С его появлением театр приобрел музыкальное направление. Ко многим спектаклям режиссер сам написал либретто. Появились новые яркие мюзиклы, поэтические драмы, оперетты. Среди них «Цыган-премьер» И. Кальмана, «Засватана — не венчанная» И. Поклада, «Три мушкетера» М. Дунаевского, «Эсмеральда» В. Ильина, музыкальная комедия «Донна Люция, или Здравствуйте, я ваша тетя» О. Фельдмана, скоморошеская потеха «Интерблюха» В. Дмитриева. И каждая постановка вызовет искреннее увлечение, глубокую заинтересованность зрителей, театроведов, прессы.
К тому, чтобы театр жил настоящим творческой жизнью, был высокопрофессиональным, много усилий прилагает директор театра О. А. Книга, заслуженный работник культуры Украины, большой энтузиаст, который влюблен в свое дело. По его инициативе основан фестиваль музыкальных спектаклей «Мельпомена Таврии», был открыт филиал театра в пгт. Каланчак, который просуществовал почти 5 лет, создана театр-студия, открыты маленькая сцена, театр-кафе для детей и много другого - интересного и захватывающего.

По материалам альманаха «Степ». – 2000. - № 10. – С. 48-51